Дозволенное и недозволенное в питании
Исходя не только из исламских, но и из христианских догм, со дня сотворения человека Господь вводит для него определённые ограничения.
В Библии сказано: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» [Ветхий Завет, Бытие, глава 2, 16–17].
Об этом сказано и в Коране: «Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников» [сура Аль-Бакара (Корова), аят 35].
Но Адам и Ева нарушили повеление нашего Господа и вкусили запретные плоды. Это деяние явилось первым познанием греха для людей, и с тех пор обряд испытания человека на богобоязненность и праведность в виде поста стал для верующих обязательным.
Если рассматривать данную проблему не только с религиозной стороны, то такие ограничения Господь ввёл исключительно в качестве защиты от чего-либо вредоносного – того, что может ежесекундно или постепенно в течение долгого периода времени разрушать душу, тело и даже разум человека и в силу его деятельности наносить вред среде его обитания. Это касается и определённых познаний, которые не могут быть достигнуты сразу, а только в будущем потомками, когда те будут готовы к этому. А когда это случится, известно только Одному Всевышнему.
Исключением не является и употребление в пищу продуктов, которые наносят вред организму. Такие продукты – запретные, т.е. харамные. И если это ядосодержащие или одурманивающие сознание, например, определённые виды грибов или алкоголь, то запрет на их употребление ни у кого не вызывает вопросов. Но после переработки таковых, к примеру, для применения в медицинских целях, употребление их становится дозволенным, хотя и в ограниченном количестве.
Что касается производства дозволенных продуктов животного происхождения, то в соответствии с требованиями Ислама используются исключительно здоровые животные, выращенные в экологически чистых регионах при правильном их содержании и кормлении. А для изготовления мясных продуктов, кроме этого, есть требования к забою и разделке, которые должны выполняться также по нормам Шариата. И такое мясо не будет содержать в себе вредных веществ и гормонов страха, поскольку забой животного осуществляется гуманным способом и без стрессового фактора для него. И, конечно, в халяльных мясопродуктах не может содержаться трансгенных добавок, которые получаются путём мутации.
Халяльные продукты обеспечивают организм человека всеми полноценными ингредиентами, которые необходимы его организму для его качественной жизнедеятельности: белками, углеводами, жирами, витаминами, минералами и т.д.
Всё это очень важно для нашего организма. Любой человек с раннего возраста должен уделять большое внимание своей пище, ведь требования к ней даны Самим Господом, заветы которого должны беспрекословно соблюдаться, т.к. духовная сторона дозволенной пищи неразрывно связана с физической. Для духовного развития нашим Господом дарована нам религия, в которой чётко разграничены все обязанности и запреты. Соблюдая все догмы, предписанные нашим Господом, успокаивается душа человека, в дальнейшем влияя на тело, придавая ему силы и энергию. И тогда человека меньше терзают недуги, его иммунитет становится крепким и искусно защищает тело от любых негативных воздействий, душа приобретает лёгкость, а разум окружают только светлые мысли.
Всевышний Творец повелевает, обращаясь ко всем людям с такими словами: «О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас – явный враг» [сура Аль-Бакара (Корова), аят 168].
В этих словах содержится неподдельная забота нашего Господа о Своих созданиях и одновременно с ней назидание или урок о заботе человека о самом себе – о своём здоровье, о своём душевном спокойствии, о своих светлых мыслях и благих планах…
Разрешенная нашим Творцом пища – это есть благо. Об этом говорится в Священном Коране. Ведь она несёт благословение и достаток тому, кто её вкушает. Дозволенная или халяльная пища подразумевает под собой экологическую чистоту и несёт человеку духовную пользу, физическое здоровье и нравственную красоту.
Автор: Давид Городецкий